Аренда товарного знака
В середине 90-х годов прошлого столетия в России стали появляться новые виды бизнеса.
В словарь слов, часто употребляемых в общение отечественных предпринимателей, прочно вошло новое понятие — франчайзинг. Пионером работы в этой сфере коммерческой деятельности в стране стал Baskin Robins. В 1993 году он первым продал свою франшизу в Россию. За ним последовала сеть итальянских ресторанов «Сбарро», приведенная на отечественный рынок компанией «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» и Kettler, Columbia, o’Neil, привлеченные ГК «Спортмастер».
Суть франчайзинга сводится к предоставлению права на использование известного бренда на коммерческой основе. Законодательное регулирование этой сферы бизнес-отношений относится к плоскости авторских прав, защите конкуренции и товарных знаков. Основополагающим нормативным регламентом является ГК РФ.
Что нужно знать о франчайзинге
Подводные камни бизнеса:
- Работа под чужим брендом предполагает строгое соблюдение внутренних стандартов франчайзера. Не всегда они учитывают региональную специфику ведения бизнеса.
- У работающих под чужой франшизой очень много обязанностей и слишком мало прав. Даже незначительное отклонение от принятых правил работы может лишить их возможности использовать для продвижения своего бизнеса чужого товарного знака.
- Франчайзи обязан ежемесячно платить владельцу бренда суммы обязательных сборов, закрепленные договором между сторонами, которые зависят от объема выручки и могут быть значительными.
- Реорганизация или смена собственника компании владельца бренда может повлечь за собой прекращение действия франшизы.
Все минусы франчайзинга сполна компенсируются его достоинствами. К ним можно отнести быстрый старт бизнеса, работающего под чужим брендом, короткие сроки окупаемости проектов и устойчивое, перспективное развитие.